12:11 

Охота в тростниках. Фрагмент росписи стены гробницы Небамона.

КафкаМай

Эта знаменитая сцена охоты в нильских зарослях, наполненная тростником, птицами и животными некогда украшала стену скальной гробницы Небамона, расположенной в безлюдном пространстве скалистой пустыни. Там, в некрополе, на западном берегу Нила, напротив Фив, строились для вельмож XVIII династии гробницы с богато декорированными помещениями.

Небамон был «писцом счёта зерна в зернохранилище божественных приношений». Этот фрагмент росписи был снят со стены его гробницы и в наши дни экспонируется в Лондоне. Небамон изображён во время охоты на птиц с помощью метательной палки, развлечения, доступного только для высокопоставленных членов египетского общества. «С сильными руками и широким шагом», Небамон, отражая этот египетский идеал о динамичном и активном мужчине, уверенно стоит на хрупкой лодке, сделанной из перевязанных стеблей папируса. В речной воде под дном лодки проплывают рыбы. Рыжий кот, сидя на стеблях папируса, также участвует в ловле птиц: в его лапах и во рту словно ещё бьётся пойманная добыча. В одной руке Небамон держит метательную палку, в другой – сжимает за лапы несколько пойманных птиц.
Среди зарослей папируса с красноватыми метелками таится гнездо с яйцами. Над ним летает стая встревоженных птиц. Их оперение художник показал очень детально и с большим мастерством. Тёмные серо-голубые тени, которые становятся всё светлее и светлее на кончиках перьев создают почти импрессионистское впечатление. Художник или несколько художников, работавших над этой росписью, были мастерами своего дела. В декорировке гробницы Небамона они сохранили традиционные канонические правила, известные ещё с Древнего царства: владелец изображён со строгостью, соответствующей его социальному положению, большего роста, нежели его супруга и дочь. На нём надеты пригодное для охоты короткое набедренное опоясание и декоративное ожерелье. На верхушке тяжёлого, массивного парика его жены установлен ароматический конус. В одной руке она держит букет из водяных лилий, во второй – систр – ритуальный музыкальный инструмент и менат – священное ожерелье.

Возможности "окунуться" в дикую жизнь среди стеблей папируса, посоревноваться в ловкости на лодках, поохотиться, половить рыбу или нарвать папирусов и цветов водяной лилии для букетов считались у египтян «радостью глаз», «услаждением сердца» и «ликованием». Любовные поэмы прославляют любовника, попавшегося в объятия красавицы, «словно гусь на приманку», сравнивают руки возлюбленной с силками из эбенового дерева. Охота в зарослях тростника была метафорой для понятий любви и эротического наслаждения.

Влажные заросли папируса также символизировали для египтянина тайные непроходимые болота Ах-Бит, где богиня Исида взрастила Хора, своего сына, рождённого магическим образом от убитого Осириса. С религиозной точки зрения тростниковые топи были местом возрождения, плодородия; это – таинственные заросли, в которых в изначальные времена бог-творец в облике птицы создаёт вселенную. Именно такие предвечные болота имитировали собой гигантские ряды папирусовидных колонн в тёмных гипостильных залах египетских храмов Нового царства. Кроме того, охота на болотную дичь считалась отражением легенды о битве бога Хора с Сетхом, убийцей своего отца, воплощавшим силы хаоса. Ловля птиц, таким образом, символизировала собой борьбу за мировой порядок и космическую гармонию, в которой участвовал в своём посмертном существовании каждый египтянин.

@темы: египет , история

URL
   

Вальс на прощание

главная